Мозжечковая стимуляция

Вы хотите знать:

— Что такое мозжечковая стимуляция?

— Почему мозжечковой стимуляции в последнее время уделяется очень большое внимание?

— Кому показана мозжечковая стимуляция?

— Как проходят занятия по мозжечковой стимуляции?

Тогда читайте дальше!

Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом, интеллектуальном и психическом развитии.

Мозжечок (от лат. «Cerebellum» – малый мозг) содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Чаще мозжечок рассматривается как структура, которая обеспечивает равновесие и координацию тела, управляет произвольными и непроизвольными движениями, регулирует мышечный тонус. Например, получив информацию о готовящемся движении, мозжечок корректирует моторную программу движения в коре больших полушарий и готовит тонус мышц для реализации этого движения через спинной мозг, регулируя мышечную скорость, силу, ритм и точность. Так проходит обеспечение всех движений человека: артикуляционного аппарата в процессе речи, глаз во время считывания текста с листа, пальцев при письме и т.д.

Однако за последние десятилетия выявлена важнейшая роль мозжечка не только в обеспечении движений, но и в реализации психической деятельности человека. Например, неоспоримо его участие:

— в регуляции скорости, последовательности и согласованности протекания высших психических функций;

— в регуляции поведения, эмоций и внимания;

— в интеграции и анализе сенсорной информации (зрительной, слуховой, вестибулярной и т.д.), поступающей из других структур мозга;

— в обеспечении сенсомоторных и речедвигательных координаций;

— в формировании схемы тела;

— в моторном планировании, в том числе в планировании времени движения.

За счет двусторонних и односторонних связей мозжечка с различными структурами головного мозга он участвует в оптимизации взаимоотношений между корой больших полушарий, средним мозгом, лимбической системой, стволовыми структурами, анализаторными системами и т.д. При этом происходит возбуждение одних центров и торможение других [6].

Есть данные, что мозжечок участвует в решении когнитивных задач любого типа, обеспечивая быстрые изменения и регулируя психическую активность при переходе с одних задач на другие.

Исследования при помощи позитронной эмиссионной томографии продемонстрировали повышение метаболизма, скорости кровотока и функциональной активности мозжечка в процессе различных когнитивных нагрузок (чтение, подбор смысловых глаголов к существительным, активация рабочей памяти, счет «про себя», мысленная имитация игры в теннис, речь вслух или «про себя»), что подтверждает его участие в процессе обучения [1].

Известны исследования, показывающие роль мозжечка в расстройствах аутистического спектра, сопровождающихся снижением скорости переключения внимания между слуховым и зрительным восприятием, нарушением зрительно-моторных координаций, искажением когнитивного и социального развития личности [6]. К основным причинам мозжечковых нарушений можно отнести внутриутробную дефицитарность развития, генетические нарушения, вирусные инфекции, накопление токсинов (свинец, ртуть и т.д.), вакцинации, аутоиммунные болезни, опухоли, сосудистые заболевания, врожденная гипоплазия и т.д. [5].

Учитывая, что основное формирование вестибулярной системы ребенка приходится на внутриутробный период, а развитие сенсомоторных координаций является следующим этапом (по Л.С. Выготскому — пластом) и имеет немаловажное значение для реализации психической деятельности, мозжечковую стимуляцию необходимо начинать с самого раннего возраста. Особенно она рекомендуется детям с задержками психического и речевого развития, гиперактивностью, аутистическими расстройствами, хромосомными нарушениями [6].

Существует множество средств мозжечковой стимуляции (прибор «Пустурограф», интерактивная платформа Wii Fit, специальные упражнения и т.д.). В нашем центре «ЛОГОПЕД-ПРАКТИК» мозжечковая стимуляция проводится с применением балансировочного комплекса (аналог доски Balametrcs в сочетании с дополнительным оборудованием).

История изобретения и развития методики

Балансировочный комплекс Balametrics был разработан американским ученым Френком Бельгау более 50 лет назад.

В начале 1960-х годов Фрэнк Бельгау работал в классе со школьниками, испытывающими проблемы с чтением. Именно тогда Фрэнк Бельгау начал эксперименты по поиску физической активности, влияющей на обучаемость. Ф. Бельгау просил учеников читать вслух отрывок из текста, затем в течение 10-15 минут делать те или иные физические упражнения, после чего снова читать другой отрывок из того же текста.

Позже Ф. Бельгау переехал в Хьюстонский университет, где он возглавлял лабораторию, а также руководил программой по преодолению проблем с чтением и обучением. В программе участвовали дети и их родители, причем преимущественно это были родители-ученые, работающие в области космических исследований НАСА. Именно их опыт и советы способствовали тому, что Ф. Бельгау сосредоточил внимание на упражнениях на равновесие и координацию. В итоге Ф. Бельгау изобрел Балансировочную Доску Бельгау и разработал серию упражнений на ней [7].

Впоследствии программа Ф. Бельгау получила название «Learning Breakthrough», что можно перевести как «Прорыв в обучении». Данная программа уникальна по своей продуманности и системности, она уже не раз доказала свою эффективность и завоевала большую и оправданную популярность.

три принципа программы:

— стимулирование сенсорной интеграции (вовлечение сенсорных систем в формирование ответа на раздражитель способствует их развитию, усложнению и интеграции друг с другом);

— совершенствование работы вестибулярной системы оказывает прямое, значительное и положительное влияние на работу всех остальных сенсорных систем;

— в основе эффективной деятельности человека лежит развитие обоих полушарий коры головного мозга человека и их эффективное взаимодействие друг с другом [4].

Специалисты «Ассоциации детских нейропсихологов г. Москвы» проанализировали метод Ф. Бельгау, сопоставили его данные с теориями отечественной психологической научной школы (уровневая теория организации движения Н.А. Бершейтна, теория о системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия, принципы нейропсихологии детского возраста Л.С. Цветковой, деятельностный подход А.Н. Леонтьева и пр.) и в результате разработали свою программу мозжечковой стимуляции со следующими принципами:

— от простого к сложному;

— принцип оптимального уровня сложности (правильный подбор уровня сложности для ребенка);

— принцип поэтапного освоения;

— принцип усложнения инструкции;

— би/моно/попеременно (выполнение упражнений двумя руками, правой, левой, поочередно);

— принцип направленности движений (выполнение упражнений по центру, вправо, влево, по кругу);

— принцип новизны [4].

Как это происходит?

Стоя на балансировочной доске ребенку необходимо удерживать равновесие и выполнять предложенные в игровой форме упражнения. Все упражнения выполняются с применением дополнительного оборудования (сенсорных мешочков, цветонизированной рейки, стенда с мишенями, мишени с цифрами, мячами). При таком тренинге на балансире у детей задействуются одновременно несколько систем:

-вестибулярная

-моторная

-сенсорная

-проприоцептивная

-глазодвигательная

-кинестетическая

-аудиальная [3].

Если ребенку не удается удерживать баланс, он меняет положение своего тела в пространстве, по-другому распределяет вес тела, двигает ногами до тех пор, пока ему не удается найти равновесие. По мере прохождения курса увеличивается сложность упражнений. Мозг ребенка вынужден быстрее и чаще реагировать на раздражение от вестибулярной системы и от системы проприорецепции, разрабатывать более совершенные и эффективные нейронные сети. Интеграция между двумя полушариями, развивающаяся в ходе занятий, обеспечивает развитие пластичности мозга и возможность компенсировать функциональные или органические недостатки базовых структур мозга. Занятия мозжечковой стимуляцией позволяют усилить эффект от занятий с психологами, логопедами, дефектологами [4].

Специалист, проводящий занятие по мозжечковой стимуляции, регулирует последовательность овладения элементами, устанавливает очередность выполнения заданий, выбирает уровень сложности, отслеживает и анализирует реакцию ребенка.

Показания к применению:

  • нарушение координации движений, моторная неловкость;
  • несформированность зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторной координации;
  • нарушения внимания, гиперактивность;
  • нарушения аутистического спектра;
  • нарушения устной и письменной речи (дисграфия, дислексия);
  • задержка психоречевого развития различного генеза;
  • нарушения речи.

Результаты занятий с использованием балансировочного комплекса:

  • совершенствование межполушарного взаимодействия;
  • стабилизация работы вестибулярной системы;
  • развитие зрительно-пространственных представлений (чувство тела, схема тела, ориентация во времени и пространстве, координатные, метрические, пространственные представления);
  • совершенствование зрительно-моторной координации;
  • интеграция сенсорных систем (вестибулярная, зрительная, слуховая, тактильная);
  • улучшение координации, моторной ловкости, мелкой и крупной моторики;
  • расширение зрительно-оптического поля;
  • развитие внимания: увеличение объема, переключаемости, концентрации;
  • улучшение саморегуляции и контроля;
  • стимуляция психоречевого развития;
  • личностные изменения (повышение самооценки, уверенности в себе);
  • развитие аудированной и импрессивной речи;
  • развитие письменной речи;
  • оптимизирование навыков чтения.

Комплекс мозжечковой стимуляции имеет широкий спектр применения. Однако стоит избирательно применять его при различных формах эпилепсии и повышенной судорожной активности головного мозга. В таких случаях необходима консультация эпилептолога, невролога [4].

Во время занятий ребенок может почувствовать небольшое головокружение. У детей с функциональными нарушениями мозжечка головокружение появляется не на первых занятиях и является первым признаком мозжечковой активации и, следовательно, началом развивающего процесса [2].

Список литературы

  1. Зуева Ю.В., Корсакова Н.К., Калашникова Л.А. Роль мозжечка в когнитивных процессах.
    URL: http://virtualcoglab.cs.msu.su/html/Zueva.html
  2. Кипхард Э.Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития / Гиперактивные дети. Под ред. М. Пассольта. М., 2004.
  3. Педяш Н.А. Мозжечковая стимуляция – метод двигательной нейропсихологической коррекции. URL: https://www.b17.ru/article/113707/
  4. Опыт реализации программы мозжечковой стимуляции с применением балансировочного комплекса Learning Breakthrough Kit (Balametrics) // Ассоциация детских нейропсихологов г. Москвы. Раздаточный материал к тренингу-семинару.
  5. Острая мозжечковая атаксия. URL: http: //medicalhandbook.ru/disease/2486-acute-cerebellar-ataxia.htm.
  6. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей дошкольного возраста // Вестник экспериментального образования. 2015. №3.
    URL: http://www.ppacade.
  7. Learning Breakthrough-Dr. Belgau History.
    URL: https://learningbreakthrough.com/program-overview/learning-breakthrough-history-sensory-integration-disorders/

специалист ООО «Логопед-Практик»

Фатьянова С.В.