Связная речь
Способность внятно выразить свои мысли, составить рассказ по картинке, пересказать простой текст – необходимые умения для первоклассника. К сожалению, все больше детей в наши дни испытывают с этим серьезные затруднения.
Мы выделяем несколько причин такого явления:
- Неуклонный рост логопедических нарушений. Если у ребенка в анамнезе была задержка речевого развития, легкая форма моторной алалии, дизартрия, ФФНР, то скорее всего возникнут проблемы с развитием связной речи. С такими детьми необходимо целенаправленно заниматься грамматическим строем речи.
- Современные дети больше смотрят (мультфильмы, ролики в интернете, видеоигры), чем слушают (чтение книг родителями, аудиосказки и т. д.).
- Дети мало общаются между собой.
- Родители спешат понять ребенка и не ждут, когда тот внятно выскажет свою просьбу.
- Родители обращают внимание только на смысл высказывания, но не на его форму.
- Чрезмерность информационного воздействия снижает собственную активность и любознательность ребенка, что ведет к обеднению его речи.
Часто проблемы с речевым развитием и вытекающие из них трудности с учебой оказываются для родителей неприятным сюрпризом. Если развитие связной речи ребенка протекает без нарушений, если ребенок легко общается с другими детьми, если воспитатели в детском саду им довольны, то родители, как правило, не особенно вслушиваются, как именно ребенок говорит, не требуют от него грамотно сформулированных вопросов, развернутых ответов и высказываний. А ведь современная среда, в которой развивается ребенок, дает весьма ограниченные возможности для естественного речевого совершенствования.
Чтобы не испытывать проблем с освоением школьной программы, дети 6-7 лет должны уметь:
- использовать разные части речи точно по смыслу;
- иметь представление о синонимах, антонимах;
- согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными;
- образовывать (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень имен прилагательных, однокоренные слова;
- использовать в речи сложные предложения разных видов;
- отвечать на вопросы и задавать их;
- вести монолог и диалог;
- самостоятельно, выразительно, последовательно, без повторов передавать содержание литературного текста;
- составлять рассказы о предмете по плану, по картинке, по серии сюжетных картинок;
- составлять небольшие рассказы из личного опыта;
- составлять рассказы и небольшие сказки.
Развитию связной речи у детей необходимо уделять самое пристальное внимание. Ребенок с богатой, выразительной речью хорошо учится, легко общается детьми и взрослыми и имеет хороший потенциал для достижения успеха.
Если вашему ребенку требуется развитие связной речи, ему помогут наши специалисты в Нижнем Новгороде. Записывайтесь на прием!