Нарушения речевого развития — как определить, что ребенок в группе риска?

Количество детей с нарушениями, в том числе с тяжелыми нарушениями речевого развития, растет с каждым годом. Но мы в нашем коррекционном центре столкнулись также с тем, что к нам приводят все больше неговорящих детей в возрасте старше пяти лет. То, что у этих детей серьезные проблемы, грамотный специалист определил бы и три и даже четыре года назад. Но, получается, что родители или не нашли такого специалиста или не знали, кого нужно искать, к кому обращаться за помощью, или – третий вариант – не подозревали, что ребенку нужна помощь. Казалось бы – как это возможно, ведь информация в наше время столь доступна: вводишь вопрос в поисковик и получаешь десятки ссылок. Получается, что дело в качестве информации, и вся беда в том, что родители часто не столько плохо информированы, сколько дезинформированы. Именно поэтому, планируя тематику наших встреч в «Школе думающего родителя», мы решили пойти с самого начала, то есть с формулировки проблем и выяснения причин.

Проблему мы уже обозначили: ребенок не говорит. Не говорит в два года, в три, четыре… Обычно к четырем годам даже те, кто ждал, что ребенок вот-вот «разговорится» понимают, что у ребенка есть нарушения развития и требуется помощь специалистов. А специалистам, чтобы спланировать коррекционный маршрут, необходимо по возможности определить причины нарушений. И первые вопросы, которые тут задаются родителям – это как проходили беременность, роды, первый год жизни малыша.

Довольно часто мамы на диагностической консультации уверенно отвечают, что все было хорошо. А потом выясняется: был сильный токсикоз, или угроза выкидыша, болезни в первом-втором триместре. В родах, к примеру, было обвитие пуповиной. До сих пор женщины часто рассказывают о том, что детей выдавливали. Но когда мы говорим, что здесь и кроются причины, нам возражают: но у ребенка же высокий балл по шкале Апгар!

Дорогие родители! Шкала Апгар в первую очередь предназначена для того, чтобы определить, нужны ли ребенку срочные реанимационные мероприятия. Состояние ребенка оценивают в первую и пятую минуту жизни. При этом через два часа или через сутки у ребенка может обнаружиться тяжелое заболевание, и это никак не будет противоречить высокому баллу по Апгар. Что уж тут говорить про речевое развитие, проблемы с которым проявятся спустя месяцы!

Если у ребенка была асфиксия или он получил серьезную родовую травму, врачи уделят пристальное внимание такому ребенку, направят его на обследования, проинструктируют родителей… А вот гипоксию часто не принимают всерьез. Считается, что дети легко оправляются от её последствий. В действительности это происходит далеко не всегда. В результате гипоксии жизнедеятельность нервных клеток нарушается, и в итоге мы можем получить неговорящего или плохо говорящего ребенка.

Отдельно стоит упомянуть травмы шейного отдела позвоночника. Опять же, серьезную травму врачи не пропустят, но незначительное смещение позвонков скорее всего диагностировано не будет. Некоторые специалисты считают, что сложившаяся практика родовспоможения (роженица лежит на спине, акушер, принимая ребенка, поворачивает головку ребенка определенным образом) предрасполагает к травмированию шеи. Кесарево сечение тут не спасает – при кесаревом сечении смещение позвонков происходит очень часто. Смещение шейных позвонков – это нарушение кровоснабжения мозга, нарушение оттока ликвора, и в результате – проблемы с развитием.

Хочется обратить внимание родителей вот еще на что. На первичную диагностическую консультацию мы просим родителей принести все имеющиеся у них медицинские документы, в том числе обменную карту. И на консультации выясняется, что в обменной карте есть информация о гипоксии, есть направление ребенка к неврологу… Вот только ни родители карту не читали, ни педиатр не отреагировал… Родители, будьте внимательны!

Мы сейчас поговорили о гипоксии в родах. О гипоксии во время беременности все, наверное, слышали и понимают, что это весьма опасно и чревато последствиями, поэтому на ней я останавливаться не буду.

В основе речевых проблем также могут лежать генетические нарушения, болезни, перенесенные в первый год жизни, черепно-мозговые травмы.

Как мы уже говорили, родители зачастую очень долго выжидают, прежде чем обратиться к специалистам. Это происходит в том числе и потому, что люди живут реалиями прошлых лет. Часто можно услышать от людей старшего поколения, что раньше дети как-то вырастали без неврологов и логопедов, и говорили все нормально и в школе учились. Действительно, раньше такого не было. А сейчас – есть. Причины такого явления – тема отдельной беседы. Главное то, что детей с речевыми проблемами в настоящее время очень много, и их число от года в год только возрастает.

Тем не менее, родители очень часто занимают выжидательную позицию. Тут еще играет роль современная мода на пренебрежение нормами развития. Мол, ребенок никому ничего не должен, он развивается в своем темпе. Конечно, бывает и так, что незначительное отставание ребенка от сверстников является его индивидуальной особенностью. Но тут тоже встает вопрос – а что считать незначительным, а что значительным, и не лучше ли выяснить, что лежит в основе задержки развития и нет ли опасности, что ситуация может ухудшиться.

Самое главное, к чему мы призываем родителей – это выяснить, находятся ли их дети в группе риска. Вспомните, как проходила беременность, роды, обратите самое пристальное внимание на моторное развитие ребенка, на тонус – повышенный, пониженный, равномерный или неравномерный. Отдельно стоит упомянуть о дисплазии тазобедренных суставов. По мнению многих неврологов дисплазия является следствием гипоксии во время беременности. А гипоксия, как мы помним, причина проблем с развитием. Итак, есть дисплазия – ребенок в группе риска.

Еще бывает так, что после рождения врачи не видят проблем с тазобедренными суставами, и вдруг, когда ребенку исполняется месяцев пять или шесть, родители обращают внимание на неравномерные складочки на ножках ребенка. Это также повод насторожиться. Или это недиагностированная вовремя дисплазия, или – последствие неравномерного тонуса, являющегося, в свою очередь, следствием травмы шейного отдела позвоночника. Врачи обычно назначают массаж, физиотерапию, тонус приходит в норму, а в головенке все остается!

Беспокойный сон, срыгивания, плохой аппетит – повод для беспокойства. Мраморность кожи, реакция на смену погоды – повод для серьезного беспокойства!

Ранняя диагностика и лечение, проведенное до года, позволяет предупредить развитие серьезных осложнений, поскольку мозг маленьких детей обладает пластичностью. К сожалению, многие родители настроены против лечения, они считают, что врачи только назначают лекарства, вредные для детского организма. Такая проблема существует, это факт, но ничего не делать и ждать – не вариант. Есть данные исследований, показывающие, что если детям из группы риска в раннем возрасте проведены обследования, назначено соответствующее лечение, массаж, физиотерапия, остеопат, то уже к году можно сделать очень многое. Если такому ребенку и потребуется в дальнейшем коррекция, шансы на то, что она будет успешна и ребенок выйдет в норму, достаточно велики. Чем позже начаты лечение и коррекция, тем больше времени они занимают и тем хуже перспективы.

Подведем итоги. Растет число детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Причины нарушений чаще всего кроются в проблемах во время беременности и в родах. Зона ответственности родителей – определить, находится ли ребенок в группе риска. Если да – необходимо обратиться к врачам, пройти обследования и лечение. Обратите внимание: цель обследований – не найти как можно больше, а исключить как можно больше, чтобы как можно точнее определить причину проблем. Даже если нарушения развития у ребенка таковы, что ранняя диагностика и лечение не полностью нормализуют состояние ребенка, дальнейшая коррекция будет гораздо более эффективна, и ребенок, соответственно, будет иметь хорошие перспективы в плане развития.

Контакты
Сормовский р-н, ул. Белозерская д.2
(за «Золотой Милей»)
Написать нам