Сенсорная интеграция

Выражение «сенсорная интеграция для детей» имеет два значения:

  • процесс обработки сенсорной информации в центральной нервной системе;
  • метод коррекции, направленный на улучшение процессов сенсорной интеграции.

Метод сенсорной интеграции разработала всемирно известный американский эрготерапевт Энн Джин Айрис. Метод включает теоретическое (нейрофизиологическое) обоснование, специальную диагностику уровня развития сенсорных систем, а также коррекционный комплекс, направленный на улучшение процессов сенсорной интеграции.

Согласно теории сенсорной интеграции, человек получает ощущения от следующих сенсорных систем: зрительной, слуховой, обонятельной, тактильной, вестибулярной, проприоцептивной. Ощущения от разных сенсорных систем обрабатываются и интегрируются. «Сенсорная интеграция – это процесс организации сенсорных сигналов, благодаря которому мозг обеспечивает эффективную реакцию (ответ) тела и перцепцию, формирует эмоции и мысли. Интеграция сортирует, упорядочивает и затем собирает все сенсорные сигналы вместе, формируя тем самым мозговую функцию» (Джин Айрис).

Целенаправленный отклик на ощущения называется адаптивным ответом. Каждый адаптивный ответ рождает новые ощущения и способствует их интеграции. Хорошо организованный адаптивный ответ добавляет порядка в работу мозга.

Если ощущения не упорядочены, мозг не может дать адекватный ответ. У детей с нарушениями сенсорной интеграции часто наблюдается моторная неловкость, их быстро утомляют игры, требующие соблюдения правил. В то же время слабая сенсорная интеграция у многих детей является причиной гиперактивности, так как ребенок не может организовать ощущения, которые перевозбуждают его нервную систему.

Сенсорная интеграция по Дж. Айрис – это терапия, которая тщательно выбирает виды физического взаимодействия и активности, направленной на получение сенсорного опыта, стимулирует сенсорную интеграцию и таким образом корректирует способности к обучению и поведение, а в итоге и само качество жизни.

В России методы сенсорно-интегративной коррекции относятся к компетенции нейропсихолога. Детская нейропсихология, или нейропсихология развития, – это наука о формировании мозговой организации психических процессов. Ведущими российскими нейропсихологами (в первую очередь А. Семенович) был разработан метод замещающего онтогенеза (МЗО), направленный на развитие нейропсихосоматического обеспечения психического онтогенеза. Диагностическая и коррекционная составляющие метода представляют собой трехуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А. Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга. Также метод основан на представлениях о гетерохронном, асинхронном и иерархическом характере психологического онтогенеза человека.

Уровни, на которых производится коррекционное воздействие (по А. Семенович):

  1. Непроизвольной саморегуляции, энергоснабжения и статокинетического баланса нейропсихосоматических процессов;
  2. Операционального обеспечения взаимодействия с собой и внешним миром;
  3. Произвольной саморегуляции, мышления и смыслообразующей функции психических процессов.

Коррекционное воздействие всегда осуществляется на всех трех уровнях, но удельный вес методик, направленных на тот или иной уровень, определяется исходным статусом и динамикой психолого-педагогического сопровождения.

Научное обоснование МЗО делает этот метод приоритетным для нейропсихологов, участвующим в комплексном коррекционном воздействии. Но грамотное дополнительное применение приемов сенсорной интеграции может повысить эффективность процесса коррекции. Большим преимуществом метода сенсорной интеграции является его относительная доступность для родителей. В частности, взаимодействие нейропсихолога и родителей реализуется в «сенсорной диете» – это спланированная деятельность, которую разрабатывает специалист для того, чтобы она соответствовала запросам нервной системы. Поскольку эта специальная деятельность должна выполняться ежедневно (а точнее неоднократно в течение дня), то обеспечивают ее родители ребенка в соответствии с рекомендациями специалиста. Также метод сенсорной интеграции отлично подходит малышам с тяжелыми нарушениями речевого развития, в то время как МЗО в большей степени ориентирован на детей от четырех лет.

Таким образом, в зависимости от возраста ребенка, характера и степени нарушений, а также пожеланий родителей, нейропсихолог реализует один из вариантов коррекционного воздействия:

  1. Сенсорно-интегративная коррекция;
  2. МЗО с элементами сенсорной интеграции;
  3. Нейропсихологическая диагностика, консультирование, сопровождение (разработка рекомендаций для самостоятельного выполнения родителями).

Коррекционные занятия по методу сенсорной интеграции требуют специального оборудования. В первую очередь уделяется внимание развитию вестибулярной, проприоцептивной и тактильной системам. Дж. Айрис считала, что: «Вестибулярная система играет … объединяющую роль, формируя фундамент взаимоотношений человека с силой тяжести и физическим миром. Все остальные ощущения обрабатываются с учетом ее сообщений. Активность вестибулярного аппарата «настраивает» всю нервную систему на эффективную работу».

В нашем центре помещение для занятий по сенсорно-интегративной коррекции оснащено иппотренажером, качелями, балансирами, скалодромом. Также используется доска для мозжечковой стимуляции «баламетрикс», тренажер «Бегущая по волнам», гимнастическое бревно, фитболы, туннели, маты и т. д. На занятиях по методу сенсорной интеграции важно, чтобы ребенок сам направлял свои действия, а специалист ненавязчиво менял обстановку и предлагал игры. Поэтому каждое занятие тщательно планируется с учетом характера и потребностей конкретного ребенка. Обращайтесь к нам, если вашему ребенку требуется коррекция сенсорной интеграции в Нижнем Новгороде.

Контакты
Сормовский р-н, ул. Белозерская д.2
(за «Золотой Милей»)
Написать нам