Подготовка к школе

В чем заключается подготовка к школе? В том, чтобы научить ребенка читать, писать, считать?
С одной стороны, всему этому учат в первом классе, с другой – почти все современные дети к семи годам уже хорошо знакомы с буквами и цифрами. Этому учат дома, в садике, в группе дошкольной подготовки при школах. Многих дошколят очень серьезно готовят к школе, а они… поступают в первый класс и начинают испытывать проблемы с успеваемостью. Почему?

Мы выделяем две главные причины:

  1. Все дело в том, чему учить и как учить. Хорошая подготовка к школе заключается не столько в умении читать и писать, сколько в готовности ребенка к усвоению школьной программы и в развитии базовых навыков, необходимых для учебы.
  2. Стандартная подготовка к школе не предполагает предварительную нейропсихологическую диагностику детей и не учитывает вероятность того, что ребенок может испытывать проблемы с той или иной психологической функцией. В то же время грамотная диагностика и выявление проблем позволяет выстроить эффективный коррекционный маршрут для ребенка. Ребенок, прошедший подготовку к школе по специальной адаптированной программе, направленной на преодоление имеющихся слабостей, имеет хорошие шансы на успешную учебу в школе.

В нашем центре программа подготовки к школе составлена в первую очередь для детей, находящихся в группе риска по возникновению трудностей в обучении (логопедические проблемы, задержка психического развития, дефицит внимания и т.д.). Дети с ярко выраженными проблемами проходят подготовку к школе на индивидуальных занятиях; дети, в значительной степени преодолевшие имевшиеся у них проблемы, занимаются в группе. Нейротипичным детям подготовка к школе по нашей программе также весьма полезна, поскольку, как указывалось выше, сложности с учебой часто оказываются полной неожиданностью для родителей.

Подготовка к школе идет по направлениям:

Грамота: развитие фонематического слуха, обучение чтению на основе звукового анализа;

Связная речь и коммуникация;

Математика, логика и нейропсихологический игровой комплекс;

Подготовка руки к письму и развитие мелкой моторики через творчество;

Окружающий мир.

Программы занятий составлены по единому плану, в них максимально реализуются межпредметные связи. Это формирует и развивает мышление и познавательный интерес детей, а также способствует более полному усвоению материала и закреплению полученных навыков.

Пример: на математике дети проходят порядковые числительные, на грамоте они определяют порядок звуков и букв в слове, на связной речи они разбирают сказку, содержащую порядковый счет и т.д.

Наша цель – формирование у детей гармоничной системы знаний и ПРОФИЛАКТИКА проблем с чтением и грамотностью.

Грамота: развитие фонематического слуха, обучение чтению на основе звукового анализа
Чтобы научиться читать и писать, надо понять, что речь распадается на слова, а слова можно разложить на слоги и звуки, а из звуков и слогов можно снова получить слова. Устанавливается взаимосвязь звук-буква, что является важнейшим моментом при обучении чтению (раскодировка) и письму (кодировка). Именно такая методика обучения чтению является хорошей профилактикой проблем с грамотностью.

Развитие связной речи и коммуникация
Способность внятно выразить свои мысли, составить рассказ по картинке, пересказать простой текст – необходимые умения для первоклассника. На занятиях дети учатся самостоятельно ставить вопросы кто? что? что делает? какой? какое? какие? и отвечать на них, инсценируют диалоги, учат стихотворения, пересказывают короткие рассказы, составляют рассказы по серии сюжетных картинок, одной сюжетной картинке, по предложенному началу, по набору предметных картинок, объединенных одной темой и т.д.

Математика
Для будущего первоклассника не так важно уметь складывать или вычитать, сколько уметь логически и последовательно мыслить. Наши занятия направлены на развитие памяти, логики, пространственного мышления. Дети решают графические задачи (рисуют точки, палочки, узоры, орнаменты, предметы в зеркальном отражении и пр. Формирование числовых представлений происходит на основе сравнивания групп предметов по количеству. Дети знакомятся с символом числа – цифрой, соотносят число, цифру с количеством предметов и наоборот; изучают понятия мало, много, столько же, поровну, больше на…, меньше на… Также дети учатся сравнивать предметы по величине, выделять из группы предметов один или несколько по заданным признакам, определять положение предмета по отношению к себе, другому человеку или другому предмету.

«Три шага вперед, повернулись направо, взяли соседа за левую руку» — далеко не все дети способны выполнить такую инструкцию. И это мешает детям, причем не только на уроках физкультуры или танцев. С помощью специальных игр мы учим детей хорошо ориентироваться в пространстве, на путаться в таких понятиях, как слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.

Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму
Тренировка движений пальцев и кисти рук стимулирует речевое развитие ребенка, подготавливает руку к письму. У современных детей мелкая моторика обычно не слишком хорошо развита. В то же время многие родители этого не замечают – ведь дети прекрасно собирают мозаику, конструктор из мелких деталей, пазлы. Но этого, увы, недостаточно. Поэтому нередко школьники испытывают сложности с почерком и с моторным планированием.
На наших занятиях по подготовке к школе мы развиваем тонкую моторику разными способами: картины из пластилина, поделки из различных материалов, специальные упражнения для пальцев и кистей рук. 
Развитие мелкой моторики является частью занятия по подготовке руки к письму. Мы учим детей писать карандашом печатные буквы. Главная цель – научить ребенка ориентироваться на листе бумаги, уметь следить за высотой и шириной графических символов (букв), выполнять такие указания педагога как «Проведи линию из верхнего левого угла клетки в правый нижний угол». Ближе к концу учебного года дети начинают писать элементы письменных букв в тетрадях в частую косую линейку.

Ребенок, овладевший указанными навыками, в школе не будет испытывать сложностей с обучением письму и становлением красивого, уверенного почерка.

 Окружающий мир
Последовательность получения информации об окружающем мире у современных детей довольно своеобразна – они разбираются в моделях смартфонов, но зачастую не умеют определять время по часам, они летали на самолетах в разные страны, но имеют весьма смутные и путанные географические представления. «Окружающий мир» – очень полезный блок подготовки для будущих школьников. Занятия строятся таким образом, чтобы расширять детский кругозор, развивать любознательность и желание узнавать новое. Занятия «Окружающим миром» также весьма способствуют увеличению объема пассивного и активного словаря.

 

 

Контакты
Сормовский р-н, ул. Белозерская д.2
(за «Золотой Милей»)
Написать нам