Логопедическая подготовка к школе

В чем заключается подготовка к школе? В том, чтобы научить ребенка читать, писать, считать?
С одной стороны, всему этому учат в первом классе, с другой – почти все современные дети к семи годам уже хорошо знакомы с буквами и цифрами. Этому учат дома, в садике, в группе дошкольной подготовки. Многих дошколят очень серьезно готовят к школе, а они… поступают в первый класс и начинают испытывать проблемы с успеваемостью. Почему? Мы выделяем две главные причины:

  1. Дело в том, чему учить и как учить. Хорошая подготовка к школе заключается не столько в умении читать и писать, сколько в готовности ребенка к усвоению школьной программы и в развитии базовых навыков, необходимых для учебы.
  2. Стандартная подготовка к школе не предполагает предварительную нейропсихологическую диагностику детей и не учитывает вероятность того, что ребенок может испытывать проблемы с той или иной психологической функцией. В то же время грамотная диагностика и выявление проблем позволяет выстроить эффективный коррекционный маршрут для ребенка. Ребенок, прошедший подготовку к школе по специальной адаптированной программе, направленной на преодоление имеющихся слабостей, имеет хорошие шансы на успешную учебу в школе.

В нашем центре программа подготовки к школе составлена в первую очередь для детей, находящихся в группе риска по возникновению трудностей в обучении (логопедические проблемы, задержка психического развития, дефицит внимания и т. д.). Дети с ярко выраженными проблемами проходят подготовку к школе у логопеда на индивидуальных занятиях; дети, в значительной степени преодолевшие имевшиеся у них проблемы, занимаются в группе. Нейротипичным детям подготовка к школе по нашей программе также весьма полезна, поскольку, как указывалось выше, сложности с учебой часто оказываются полной неожиданностью для родителей.

Что мы предлагаем?

Подготовка к школе идет по направлениям:

  • Грамота: развитие фонематического слуха, обучение чтению на основе звукового анализа; письмо (печатание).
  • Связная речь и коммуникация.
  • Математика, развитие логического мышления и пространственных представлений.
  • Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму.
  • Окружающий мир.

Программы занятий составлены по единому плану, в них максимально реализуются межпредметные связи. Это формирует и развивает мышление и познавательный интерес детей, а также способствует более полному усвоению материала и закреплению полученных навыков.

Пример 1: на математике дети проходят порядковые числительные, на грамоте они определяют порядок звуков и букв в слове, на связной речи – разбирают сказку, содержащую порядковый счет.

Наша цель – формирование гармоничной системы знаний и ПРОФИЛАКТИКА проблем с чтением и грамотностью.

Грамота: развитие фонематического слуха, обучение чтению на основе звукового анализа; письмо

Чтобы научиться правильно писать и читать, следует понимать, что речь распадается на слова, их можно разложить на звуки и слоги, а из этих звуков и слогов можно снова составить слова. Устанавливается взаимосвязь звук-буква, что является самым важным моментом при обучении чтению (раскодировка) и письму (кодировка). Подобная методика считается отличной профилактикой проблем с грамотностью.

Развитие связной речи и коммуникация

Способность внятно выразить свои мысли, составить рассказ по картинке, пересказать простой текст – необходимые умения для первоклассника. На занятиях со специалистом дети будут учиться самостоятельно ставить вопросы: кто? что? что делает? какой? какое? какие? и отвечать на них. Они также пересказывают короткие рассказы, инсценируют диалоги, учат стихотворения, составляют рассказы по серии сюжетных картинок, одной сюжетной картинке, по предложенному началу, по набору предметных картинок, которые объединены общей темой и пр.

Часто у детей не получается выразительно говорить из-за сбивчивого, отрывистого дыхания. Поэтому в занятие по развитию речи всегда включается дыхательная гимнастика.

Математика, развитие логического мышления и пространственных представлений

Формирование числовых представлений происходит на основе сравнивания групп предметов по количеству. Дети знакомятся с символом числа – цифрой, соотносят число, цифру с количеством предметов и наоборот; изучают понятия: много, мало, столько же, поровну, больше на… или меньше на… Мы учим сравнивать предметы по величине, выделять из группы предметов один или несколько по заданным признакам, определять положение предмета по отношению к себе, другому человеку или другому предмету. Также дети учатся ориентироваться на листе бумаги, выполнять графические диктанты, повторять по образцу орнаменты. Развитию логического мышления способствуют тщательно отобранные простые логические задания. Мы следим, чтобы дети привыкали рассуждать, следить за объяснениями и за собственной речью.

«Сделайте два шага вперед, повернитесь налево, возьмите соседа за правую руку» — далеко не все дети могут правильно выполнить подобную инструкцию. И это мешает им, причем не только на уроках физкультуры или танцев. При помощи специально разработанных игр дети учатся ориентироваться в пространстве, на путаться в таких понятиях, как: вверху, внизу, слева, справа, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в противоположном направлении, в том же направлении.

Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму

Тренировка движений пальцев и кисти рук стимулирует речевое развитие ребенка, подготавливает руку к письму. У современных детей мелкая моторика обычно не слишком хорошо развита. В то же время многие родители этого не замечают – ведь дети прекрасно собирают мозаику, конструктор из мелких деталей, пазлы. Но этого, увы, недостаточно. Поэтому нередко школьники испытывают сложности с почерком и с моторным планированием.
На наших занятиях по подготовке к школе мы развиваем тонкую моторику разными способами: картины из пластилина, поделки из различных материалов, специальные упражнения для пальцев и кистей рук.
Развитие мелкой моторики является частью занятия по подготовке руки к письму. Мы уделяем много внимания правильному удержанию карандаша, ручки, правильной позе во время письма. Дети пишут печатные буквы, а также различные петли, крючки, зигзаги.  Ближе к концу учебного года дети начинают писать элементы письменных букв в тетрадях в частую косую линейку.

Письмо и чтение — это ритмические процессы, поэтому дети также выполняют специальные упражнения, направленные на развитие чувства ритма.

Ребенок, овладевший указанными навыками, в школе не будет испытывать сложностей с обучением письму и становлением красивого, разборчивого, уверенного почерка.

Окружающий мир

Последовательность получения информации об окружающем мире у современных детей довольно своеобразна – они разбираются в моделях смартфонов, но при этом могут не уметь определять время по часам; они летали на самолетах в разные страны, но имеют весьма смутные географические представления. Поэтому «Окружающий мир» – очень полезный блок подготовки для будущих школьников. Специалист строит занятия таким образом, чтобы расширять детский кругозор, развивать любознательность и желание узнавать новое. Часто занятия по «Окружающему миру» тематически продолжают «Развитие связной речи». Наш опыт показывает, что даже простые русские народные сказки вызывают у детей затруднения, потому что они не знакомы с некоторыми понятиями и явлениями, которые упоминаются в сказках. На «Окружающем мире» дети повторяют и закрепляют новые для себя слова, что способствует увеличению объема их пассивного и активного словаря.

Длительность комплексного занятия по подготовке к школе: 90 минут (три занятия по 30 минут).

Если вас интересует логопедическая подготовка детей к школе или помощь других специалистов в Нижнем Новгороде, обращайтесь к нам. Мы найдем подход к вашему ребенку!

Контакты
Сормовский р-н, ул. Белозерская д.2
(за «Золотой Милей»)
Написать нам