Мозжечковая стимуляция
Мозжечо́к (лат. cerebellum — «малый мозг») — отдел головного мозга, отвечающий за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. За последние десятилетия установлено, что мозжечок играет важную роль в реализации психической деятельности человека.
Мозжечок принимает участие в:
- регуляции скорости, последовательности и согласованности протекания высших психических функций;
- формировании схемы тела;
- интеграции и анализе сенсорной информации (зрительной, слуховой, вестибулярной и пр.), поступающей из других структур мозга;
- регуляции эмоций, поведения и внимания;
- обеспечении сенсомоторных и речедвигательных координаций;
- моторном планировании.
Мозжечковая стимуляция для детей — современный метод, направленный на коррекцию различных нарушений в речевом, интеллектуальном и психическом развитии ребенка. Метод применяется, если наблюдаются такие проблемы:
- плохая координация движений, моторная неловкость;
- несформированность зрительно-моторной координации, зрительно-пространственных представлений;
- дисграфия, дислексия
- нарушения внимания, гиперактивность;
- нарушения аутистического спектра;
- задержка психоречевого развития различного генеза.
Особенности метода
Занятия проводятся в спортивном зале. Оборудование для мозжечковой стимуляции подбирается для детей в зависимости от их возраста. Самые маленькие дети занимаются на иппотренажере, фитболах, вестибулярных дорожках. Для детей от пяти лет добавляются занятия на комплексе Balametrics: ребенок удерживает равновесие и выполняет предложенные в игровой форме упражнения, стоя на балансировочной доске. Отметим, что упражнения по мозжечковой стимуляции для детей обязательно должны выполняться с помощью специального оборудования. Мы работаем с применением:
- цветонизированной рейки,
- стенда с мишенями,
- сенсорных мешочков,
- мячей.
При тренинге на балансире задействуются системы: моторная, вестибулярная, сенсорная, аудиальная, глазодвигательная, проприоцептивная, кинестетическая.
Сложность упражнений растет по мере прохождения курса. А это значит, что мозг ребенка должен быстрее реагировать на раздражение от вестибулярной и проприоцептивной систем, разрабатывать более эффективные и совершенные нейронные сети. Специалист регулирует очередность овладения элементами коррекционного комплекса, устанавливает правильную последовательность выполнения заданий, подбирает уровень сложности, отслеживает и анализирует реакцию ребенка. Мозжечковая стимуляция для детей в нашем центре в Нижнем Новгороде усиливает эффект от занятий с дефектологами, психологами, логопедами.
Насколько эффективна мозжечковая стимуляция для детей?
Каких результатов можно добиться при использовании балансировочного комплекса:
- расширение зрительно-оптического поля;
- стабилизация работы вестибулярной системы;
- совершенствование межполушарного взаимодействия;
- интеграция сенсорных систем (зрительная, вестибулярная, тактильная, слуховая);
- улучшение координации, моторной ловкости, мелкой и крупной моторики;
- развитие зрительно-пространственных представлений (чувство тела, схема тела, ориентация во времени и пространстве, координатные, метрические, пространственные представления);
- развитие внимания: увеличение объема, переключаемости, концентрации;
- улучшение саморегуляции и контроля;
- личностные изменения (мозжечковая стимуляция для детей способствует повышению уверенности в себе);
- улучшение письменной речи;
- развитие аудированной и импрессивной речи;
- совершенствование зрительно-моторной координации;
- оптимизирование навыков чтения.
Во время занятий мозжечковой стимуляцией может ощущаться небольшое головокружение. У детей с функциональными нарушениями мозжечка это может произойти не на первых занятиях, а позднее. Головокружение является признаком активации мозжечка и, следовательно, началом развивающего процесса.