Метод Томатис®

Альфред Томатис (1920 – 2001) был всемирно известным ЛОР врачом, посвятившим свою жизнь изучению тесных связей между голосом, мозгом и слухом, автором уникального немедикаментозного метода развития когнитивных, эмоциональных и двигательных способностей.

Метод основан на представлении о том, что ухо – это целая и интегрированная система, т.е. единый сенсорно-моторный орган. Слуховая и вестибулярная функции уха взаимосвязаны на мозговом уровне и объединяются в общую функцию – СЛУШАНИЕ.

История изобретения и развития Метода Tomatis®

После окончания Второй мировой войны А. Томатис занимался изучением нарушения слуха вследствие постоянного воздействия громких звуков. Он заметил, что нарушения слуха сопровождаются нарушениями голоса, и выявил существование аудио-вокальной петли, согласно которой «голос содержит лишь то, что слышит ухо».

Между слухом и слушанием есть принципиальная разница: слух обозначает лишь пассивное восприятие звука. Слушание, в свою очередь, заключается в выделении сенсорной информации, чтобы придать ей смысл. Когда имеются нарушения слушания, то мозг не обращает внимания на те звуки, которые передает ему ухо и у него не получается правильно анализировать их.

В 1958 г. А. Томатис представил на Всеобщей выставке в Брюсселе прибор для стимуляции уха с помощью электронного чередования звука – Электронное ухо – и получил золотую медаль за научное исследование.

Чередование (Electronic Gating®) помогает мозгу быть более внимательным к сенсорному посланию. Суть в том, что мозг обращает особое внимание на любые неожиданные изменения, которые ему не удается прогнозировать. Во время сеансов Tomatis® человек с помощью специальных наушников слушает особенным образом обработанную музыку, и эта музыка неожиданно изменяет тональность, тембр и интенсивность, точно воспроизводя при этом ритм и мелодию. Изменения практически непредсказуемы для мозга и создают таким образом эффект неожиданности. Мозг старается анализировать эти неожиданные явления, чтобы лучше их понять и прогнозировать. Таким образом, мозг развивает механизмы выявления изменений, которые важны для лучшего усвоения информации.

Звук – это вибрация. Когда данная вибрация распространяется в воздухе, то говорят о «воздушной проводимости», когда вибрация распространяется по кости, то имеет место «костная проводимость» (именно так мы слышим собственный голос, когда говорим). В 1970-е годы наушники для Метода Tomatis® стали оборудоваться помимо воздушной проводимости еще и костной проводимостью – звук поступает в слуховой канал через наушники в

каждое ухо и через вибратор, находящийся в контакте с верхушкой черепа. Двойная проводимость звука не происходит обязательно одновременно, но может быть разнесена во времени на несколько десятых долей секунды. Профессионал Tomatis® может настроить проводимость так, чтобы звук сначала проходил по кости, а затем воздушным путем. Таким образом, слуховой аппарат готовится к звуковой стимуляции воздушным путем. Когда мозг предупрежден о появлении звука путем костной проводимости, то анализ сенсорного послания происходит легче. Постепенно, по ходу прослушивания программы, расхождение передачи сигнала по костной и воздушной проводимостям сокращается.

В 70-е годы также разрабатывается и создается специальный аппарат для проведения тестов слушания, позволяющий создать профиль слушания каждого человека и оценить его успехи.

В 80-е годы Электронное ухо продолжают улучшать, добавляя в него новые параметры, такие как задержка, прецессия, латеральность и новые фильтры. Данные параметры можно персонализировать, поэтому они являются важнейшими в применении Метода Tomatis®. Само Электронное ухо и большая часть параметров были запатентованы.

В начале 2000-х Электронное ухо перестало быть аналоговым и стало цифровым, что повлекло радикальное улучшение параметров аппаратуры. С этого момента продолжительность программ прослушивания значительно сократилась без ухудшения их эффективности. Далее был усовершенствован аппарат для проведения тестов слушания – тест стал проводиться на 35 частотах, а не на 11, как раньше. В период 2005-2010 гг благодаря миниатюризации комплектующих Электронного уха был разработан аппарат Solisten®. Дальнейшее совершенствование привело к появлению аппарата TalksUp®. TalksUp® является компактным и инновационным профессиональным инструментом, который обрабатывает в реальном времени голос и музыку так, чтобы в точности воспроизвести «эффект Tomatis®».

В настоящее время программа Tomatis®, как правило, состоит из пассивного слушания музыки и упражнений на чтение вслух и повторение. Музыка, в основном, состоит из отрывков произведений Моцарта, поскольку произведения данного композитора динамичны, богаты высокими звуками и прекрасно подходят для применения электронного чередования.