Логопедическое рисование

Если у ребенка есть речевые нарушения, то специально организованные занятия изобразительной деятельностью значительно повышают эффективность коррекционного процесса.

В нашем центре логопед и педагог по изобразительной деятельности работают во взаимодействии в соответствии с индивидуальным коррекционным маршрутом ребенка. Занятия логопедическим рисованием дополняют занятия с логопедом по запуску и развитию речи.

Рисование включает в работу несколько анализаторов (зрение, слух, мелкие движения кистей и пальцев рук, тактильное восприятие), взаимодействие которых положительно влияет на развитие речевой функции. Посредством изобразительной деятельности можно:

  • воздействовать на активизацию и актуализацию словаря,
  • развивать умение правильно использовать грамматические категории, выразительные средства речи,
  • стимулировать развитие планирующей функции речи.

Например, чтобы нарисовать предмет или объект, ребенок должен иметь достаточное представление о нём: знать его форму, размер, цвет, из каких частей состоит, в какой среде обитает.

Развитие фонематического восприятия, формирование образа звука и произносительной стороны речи происходит при раскрашивании предметных картинок с изучаемыми и автоматизируемыми звуками; раскрашивание предметных картинок с определенным местом изучаемого звука; путем создания предметных и сюжетных картинок о звуке.

Уточнение, пополнение, активизация словаря происходит с помощью заданий педагога: «Раскрась только овощи, или только фрукты, только животных жарких стран или только животных севера, назови и дорисуй часть предмета». С помощью использования разнообразных красок можно не только пополнять словарь, но и развивать словообразование: свекольный цвет, сиреневый цвет, морковный цвет.  

Формирование грамматических категорий при использовании изодеятельности происходит в процессе закрепления названий цветов, согласования прилагательного с существительным, числительных с существительными. Развитию пространственно-временных представлений, логико-грамматических категорий способствуют подобные инструкции: нарисуй в верхнем левом углу яблоко, нарисуй грушу перед яблоком, и т.п. Одновременно происходит практическое усвоение и употребление предлогов и предложно-падежного управления в речи детей.

Зрительное внимание, память, зоркость развивают игры и задания такого характера: «Запомни и нарисуй», «Нарисуй недостающий предмет», «Дорисуй узор», «Придумай узор». В подобных играх развивается порядковость.

Изодеятельность помогает в развитии физиологического и речевого дыхания, когда, например, дети раскрашивают картинку путём выдувания.

Развитие связной речи происходит в течение всего подготовительного и собственно творческого процесса создания рисунка продукта. Для этого также используется иллюстрирование рифмовок, стихотворений, рассказов; составление описательных рассказов, комментированное рисование*.

 

 

*Использованы материалы http://logoportal.ru/statya-17303.html

Контакты
Сормовский р-н, ул. Белозерская д.2
(за «Золотой Милей»)
Написать нам