Игротерапия

Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Именно в игровом процессе происходит развитие памяти, внимания, коммуникативной сферы. В игре ребенок растет как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, отношения с людьми.

Этапы развития игровой деятельности:

1. Ознакомительная игра: предметно-игровая деятельность с использованием предмета-игрушки. Ее содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета.

2. Отобразительная игра: игровые действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определенного эффекта.

3. Сюжетно-отобразительная игра: действия ребенка, оставаясь предметно-опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению.

4. Предпосылки сюжетно-ролевой игры.

5. Собственно ролевая игра.

Каждый этап является подготовительным для следующего. В норме на третьем и четвертом году жизни ребенок уже способен заменить в игре развернутые, детальные действия обобщенным действием-жестом или словом. Слово обобщает в этом случае опыт соответствующих действий. Переход от действий к их словесному обозначению свидетельствует о появлении у ребенка способности к абстрактному мышлению и, следовательно, о важнейших преобразованиях его интеллектуальной сферы. Ребенок может переименовать себя в соответствии с ролью, активно ищет повода для совместной игры, для установления отношений. 

Если в игре ребенок может опираться на свой личный опыт, то сформированные на основе этого опыта игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. Эмоции цементируют игру, делают ее увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим ребенку для его душевного комфорта. Это, в свою очередь, делает его восприимчивее к воспитательному и обучающему воздействию.

Полноценное развитие игровой деятельности, выраженное в формировании сложной сюжетно-ролевой игры, опыт, накопленный ребенком в процессе таких игр, является важнейшим условием для успешности ребенка. Установлено, например, что трудности обучения детей в школе обусловлены, в том числе недостаточностью игрового этапа в развитии ребенка.

Умение играть (особенно это относится к ранним этапам дошкольного детства) возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни опыта. Нужно приобщать детей к игре. Всем детям необходимо направляющее воздействие взрослого – родителя или воспитателя. Но детям, у которых развитие игровой деятельности тормозится вследствие речевых или психических нарушений, требуется дополнительная коррекционная помощь психолога.

Специально для детей, испытывающих сложности с формированием полноценной игровой деятельности в нашем центре проводятся «Игры с психологом».

Игровые коррекционные занятия с психологом рекомендуется посещать:

  1. Детям, имевшим тяжелые нарушения речевого развития. Если такие дети своевременно получают грамотную комплексную коррекционную помощь, то к шести-семи годам они в значительной степени преодолевают дефект и по уровню речевого и интеллектуального развития, почти не отстают от сверстников. Но, как правило, полноценной сюжетно-ролевой игры у таких детей нет, поскольку ее формированию помешало отсутствие речи.
  2. Детям с поведенческими нарушениями, коммуникативными проблемами, дефицитом внимания и т. д. 
  3. Школьникам, испытывающим трудности с учебой, адаптацией в школьном коллективе.

Часто случается так, что некоторые нарушения речевого и психического развития не диагностируются вовремя и, следовательно, не корректируются. До поры до времени такие дети как будто ничем не отличаются от сверстников, но в действительности происходит нарастающее отставание в развитии. К пяти-шести годам это отставание становится критичным. Другие дети начинают исключать ребенка из совместных игр. Сам ребенок может остро чувствовать свое несоответствие и избегать общения. В процессе диагностики этих детей выявляется, что их игровая деятельность не соответствует возрасту.

Чтобы помочь таким детям, необходимо в первую очередь выяснить причину проблем и определить пути коррекции. Но для того, чтобы процесс шел эффективнее, желательно включить в коррекционный комплекс игровые занятия с психологом.

Как проходят занятия:

На начальных этапах занятие проводится в индивидуальном формате. Специалист определяет, на каком этапе формирования игровой деятельности находится ребенок и составляет план развивающих занятий, учитывающих речевое, психическое и физическое развитие ребенка, а также его эмоциональное развитие и имеющийся жизненный опыт. В зависимости от возраста и характера проблем специалист играет с ребенком (учит его играть) в игры, развивающие воображение и творческое начало, в игры с сюжетом, сюжетно-ролевые игры, настольные игры, игры, требующие соблюдения правил и т. д. Когда это становится возможным, дети объединяются в пары, а затем в группы. 

Дети, посещающие игровые коррекционные занятия, демонстрируют значительные успехи в психическом развитии, у них повышается эмоциональный фон, возрастает интерес к явлениям окружающего мира, развивается чувство юмора, становится богаче и выразительнее речь. 

Игровая терапия

Игровая терапия – это один из методов, использующихся психологом для коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у ребенка. Игротерапия для детей, которую предлагает наш центр в Нижнем Новгороде, весьма эффективна для решения психологических проблем, поскольку игра отображает взаимодействие детей с окружающим миром.  

Наблюдение за играющим ребенком помогает качественнее провести диагностику, выявить страхи, отрицательные эмоции, тревоги, ожидания, надежды. 

В процессе занятия психолог анализирует поведение ребенка, не задавая строгие правила и не форсируя игровой процесс. Важно, чтобы в игре ребенок занимал активную позицию. В ходе игры ребенок «проживает» волнующие его ситуации, а специалист помогает справиться с возникающими сложными чувствами и эмоциями. 

Игровая терапия обеспечивает эмоциональную разрядку, развивает адаптивные и коммуникативные способности, способствует освоению групповых норм поведения.

Игровая терапия эффективна при коррекции агрессии, гиперактивности, повышенной тревожности. 

В случае серьезных проблем необходимо начинать с индивидуальных занятий, поскольку в группе ребенок будет или перевозбуждаться или замыкаться в себе. В ходе игровой терапии специалист помогает ребенку снять напряжение, получить заряд положительных эмоций и поверить в себя. Постепенно ребенок раскрывается, активно включается в игровое взаимодействие. Происходит стабилизация эмоционального фона, ребенок становится спокойнее, внимательнее, отзывчивее. 

На следующих этапах игровой терапии можно чередовать индивидуальные и групповые занятия. Ограничиваться только групповыми занятиями не желательно, поскольку развернутая продолжительная совместная игра – это тоже новый для ребенка опыт, который ему нужно правильно пережить, для чего требуется помощь специалиста.

Записывайтесь к нам на игровую терапию для детей. Мы обязательно найдем подход к вашему ребенку.

Контакты
Сормовский р-н, ул. Белозерская д.2
(за «Золотой Милей»)
Написать нам