Аутизм как диагноз: заглянем в МКБ
МКБ – это международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. В настоящее время разработана и опубликована МКБ-11. В России планируется завершить переход на МКБ-11 к 2024 г.
В МКБ-10 аутизм включен в группу «Расстройства психологического развития»:
F84.0 Детский аутизм
F84.1 Атипичный аутизм
F84.2 Синдром Ретта
F84.5 Синдром Аспергера
В МКБ-11 отдельного диагноза «аутизм» нет, зато есть расстройства аутистического спектра (РАС):
06 Психические, поведенческие расстройства или нарушения нервно-психического развития → Нарушения нервного развития → 6А02 Расстройства аутистического спектра:
6А02,0 Расстройство аутистического спектра без расстройства интеллектуального развития и с легким или отсутствующим нарушением функциональной речи;
6А02,1 Расстройство аутистического спектра с расстройством интеллектуального развития и с легким или отсутствующим нарушением функциональной речи;
6А02,2 Расстройство аутистического спектра без расстройства интеллектуального развития и с нарушением функциональной речи;
6А02,3 Расстройство аутистического спектра с расстройством интеллектуального развития и с нарушением функциональной речи;
6А02,5 Расстройство аутистического спектра с расстройством интеллектуального развития и отсутствием функциональной речи;
6А02. Y Другие выявленные расстройства аутистического спектра;
6А02. Z Расстройство аутистического спектра, неуточненное.
В итоге в настоящее время сложилась следующая ситуация врачи (психиатры) пользуются кодами МКБ-10, а родители детей с нарушениями нервно-психического развития вовсю оперируют терминами из МКБ-11, и использование аббревиатуры РАС считается более грамотным и прогрессивным.
Хотим обратить ваше внимание на следующие моменты:
- Если внимательно изучить расстройства, относимые в МКБ-11 к РАС, то можно увидеть, что этот диагноз ставят как говорящим детям с нормальным интеллектом, так и неговорящим детям с нарушением интеллекта.
- В основе РАС, в соответствии с МКБ-11, лежит нарушение нервного развития, но при этом сказано «Предполагаемая этиология нарушений нервного развития сложна и во многих отдельных случаях неизвестна».Делаем вывод: определение методов лечения и коррекции нарушений нервно-психического развития только на том основании, что ребенку поставили диагноз РАС, не эффективно! В каждом конкретном случае нужно анализировать анамнез развития и подбирать индивидуальное лечение и индивидуальный коррекционный маршрут.