Логопед или дефектолог?

Речь – основное средство человеческого общения. Известный российский психолог Н.И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта». Что же делать, если у вашего ребенка проблемы с речью? К какому специалисту обращаться за помощью?

Когда ребенок говорит, но плохо произносит некоторые звуки, ситуация достаточно ясная – нужен логопед. А если ребенок почти или совсем не говорит, в то время как сверстники бодро читают стихи? Сперва, конечно, к неврологу, а потом? Вот тут-то и начинается великая путаница из рассуждений и рекомендаций на тему «ЛОГОПЕД ИЛИ ДЕФЕКТОЛОГ?».

Если обратиться к Всемирной паутине, то легко найти множество статей, авторы которых настаивают на том, что с нарушениями речи, причем со всеми видами речевой патологии, работают логопеды. «Логопед не только ставит звуки!» – эта фраза повторяется почти на каждом сайте, посвященном логопедии. Но в то же время в интернете можно встретить и другие утверждения. Так, на сайте http://ktovrach.ru/106-logoped-i-defektolog.html читаем: «Специальность логопедии включает в себя занятия с детьми без патологических отклонений речевого аппарата. Таким образом, логопед работает со здоровыми людьми, которым требуется исправить произношение тех или иных звуков, улучшить дикцию, усовершенствовать ритм и громкость речи и так далее. Логопед от дефектолога отличается тем, что не является специалистом медицинского профиля… В отличии от дефектолога логопед начинает заниматься с детьми только после 3 лет… Знать, чем отличается врач от дефектолога, нужно родителю, так как к логопеду не ведут детей с патологией».

Чтобы разобраться, кто прав, а кто вводит людей в заблуждение, начнем с начала, т.е. с образования и выясним, что такое дефектология и логопедия, а также разберемся, где учатся на логопедов и дефектологов.

Российская педагогическая энциклопедия дает следующее определение: «дефектология (от лат. defectus — недостаток и греч. logos — слово, учение), наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание лиц с недостатками умственного развития) и логопедия (обучение и воспитание лиц с нарушениями речи)».

Все дефектологи имеют высшее педагогическое образование, которое они получили на дефектологических факультетах высших учебных заведений. Так, на дефектологическом факультете МГПУ есть кафедры: анатомии, физиологии и клинических основ дефектологии; олигофренопедагогики и специальной психологии; дошкольной дефектологии; инклюзивного образования и сурдопедагогики; логопедии; тифлопедагогики.

НГПУ им. К. Минина предлагает обучение на факультете психологии и педагогики по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Это направление в НГПУ имеет следующие профили: олигофренопедагогика, специальная психология, логопедия.

Делаем вывод: логопеды имеют дефектологическое образование.

Логопеды работают с людьми, имеющими проблемы с речевым развитием. Логопеды корригируют и устраняют недостатки речевого развития, а при отсутствии речи стимулируют ее вызывание и развитие. Логопеды работают с дошкольниками и школьниками, имеющими как нормальное развитие, так и интеллектуальную недостаточность, а также со слабослышащими детьми, детьми с ДЦП, аутизмом и т.д. Также логопеды помогают восстановить речь взрослым людям, перенёсшим инсульт или травму. В компетенцию логопеда входит работа с такими речевыми нарушениями как: задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН), нарушение звукопроизношения, заикание, дизартрия, дисграфия, дислексия, алалия, афазия и др. Своей профессиональной деятельностью логопеды занимаются в различных дошкольных и школьных учреждениях, поликлиниках, а также в клиниках, где больным требуется восстановление речи [4].

Работа логопеда детских лечебно-профилактических учреждений осуществляется согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.12.98 г. № 383. В «Положении о логопеде» (Приложение 1 к Приказу) сказано, что в обязанности логопеда в том числе входит:

— диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших психических функций,

— составление совместно с врачом индивидуальных программ медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.),

— проведение индивидуальных и групповых занятий с больными [1].

Из «Положения о логопеде» прямо следует, что логопеды детских поликлиник должны оказывать помощь детям со всеми видами речевой патологии.

Теперь перейдем к дефектологам. Если выпускники дефектологических факультетов по профилю «логопедия» работают, как правило, логопедами, кто же тогда работает дефектологом и в чем эта работа заключается? Собственно, с дефектологами-судропедагогами, тифлопедагогами, амблиологами все понятно – они занимаются с детьми, имеющими вполне определенные дефекты, поэтому неговорящего, но нормально слышащего и видящего ребенка к такому специалисту никто не направит. Дефектологи, занимающиеся детьми с задержкой речевого или психоречевого развития,

обычно являются выпускниками кафедр олигофренопедагогики или дошкольной дефектологии. И в то время как логопеды занимаются в первую очередь развитием речи (обогащение и активизация словаря, коррекция звукопроизношения, звукослоговой состав слова, работа над грамматическим строем речи, развитие фонематического слуха, связная речь, динамическая сторона речи), дефектологи делают акцент на развитии интеллекта. Дефектолог определяет способности ребенка к обучению и организует работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития. В процессе занятий дефектолог повышает познавательную активность и развивает основные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление и др.); развивает коммуникативную деятельность; формирует элементарные математические представления (количественные, пространственные, временные); обучает конструированию, игре, знакомит с окружающим миром [3].

Таким образом, если у ребенка ЗПР, ЗПРР, ОНР и т.д., ему необходимы занятия с логопедом и рекомендованы занятия с учителем-дефектологом.

Не все, однако, так просто. Мнение о том, что неговорящему ребенку прямая дорога к дефектологу, а логопед с ним заниматься не будет, слишком широко распространено. К сожалению, его зачастую разделяют и специалисты медицинских учреждений – педиатры, неврологи и прочие. Почему же так получается? Не исключено, что ответ кроется в невозможности предоставить всем детям, имеющим серьезные речевые проблемы, полноценную логопедическую помощь силами государственной системы здравоохранения. Логопедов не хватает, к логопедам очереди, количество занятий, выделяемых на одного ребенка, ограничено…

В соответствии с Приказом № 93 Комитета здравоохранения города Москвы от 5 марта 1999 г. Организационно-методический отдел по детской логопедии разработал рекомендации по работе логопеда в условиях детской поликлиники. В разделе по организации занятий с детьми указано следующее: «Не рекомендуется зачислять на занятия к логопеду в поликлинике детей со сниженным слухом, значительными недостатками зрения и недоразвитием познавательной деятельности». Далее в том же документе указано, что «для таких детей в Москве имеются специализированные учреждения, в которых работают подготовленные специалисты» [2]. А в других городах много таких специализированных учреждений и подготовленных специалистов? К сожалению, вне зависимости от ответа на вопрос о доступности необходимых учреждений и специалистов, рекомендация не направлять на занятия к логопеду в поликлинике детей с особенностями развития свято соблюдается.

Вот и выходит так, что родители получают совет обратиться к дефектологу, а необходимость участия в коррекционном процессе логопеда даже не упоминается. Конечно, если речь идет о работе с полуторагодовалыми или двухлетними неговорящими детьми, и логопед и дефектолог будут делать

примерно одно и то же: устанавливать контакт, стимулировать мотивацию общения, развивать внимание… Поэтому родителям следует в первую очередь выяснять, имеет ли специалист – хоть дефектолог, хоть логопед – успешный опыт в работе с безречевыми детьми, с детьми с задержкой развития и т.д. Но чем старше неговорящий или почти неговорящий ребенок, тем важнее привлекать к коррекционной работе разных специалистов, и промедление с визитом к логопеду чревато очень серьезными последствиями. Хороший дефектолог может обладать навыками развития речи, но он не владеет методикой работы с детьми с алалией и дизартрией. Недоразвитие когнитивных функций, СДВГ, РАС, РДА, ДЦП, синдром Дауна и пр. не являются поводом откладывать занятия с логопедом, главное – найти грамотного логопеда, умеющего работать с «особенными» детьми. Ждать, что дефектолог разовьет интеллект до какого-то определенного уровня, вследствие чего ребенок заговорит и можно будет уже идти к логопеду и «ставить звуки» – крайне ошибочная позиция.

Коллектив ООО «Логопед-практик»

Источники:

1. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.12.98 г. № 383 «О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций».

2. Методические рекомендации по работе логопеда в условиях детской поликлиники (положение о логопеде).

3. Кисилева Т. Кто же такой дефектолог?
URL: https://www.maam.ru/detskijsad/kto-zhe-takoi-defektolog.html.

4. Шишкова М.И. Кто такой дефектолог и что такое дефектология?
URL: http:// www.shishkova.ru/students/defectologist.htm.