Вызывание и развитие речи

Коррекционную работу с неговорящим ребенком, направленную на то, чтобы малыш произнес свои первые слова, часто называют «запуском речи». Это выражение, однако, может ввести в заблуждение родителей, желающих, чтобы их ребенок как можно быстрее заговорил.

Если речь отсутствует вследствие темповой задержки (ЗРР) или педагогической запущенности, то при своевременном обращении за коррекционной помощью ребенок начинает говорить достаточно быстро (при условии, что родители следуют рекомендациям специалистов). Но при тяжелых речевых нарушениях (моторная и сенсомоторная алалия, РАС) логопедический запуск речи у неговорящих детей – это длительный и сложный процесс.

Одним из первых этапов коррекции является работа по звукоподражанию. Например, есть такая популярное пособие «грядка». Логопед с ребенком сперва сажают овощи на грядку, сопровождая это слогом «оп», потом выдергивает овощи из грядки и произносит «ап» (очень важно, чтобы даже произнесение отдельных звуков связывалось с каким-либо образом). Специалист четко артикулирует, вовлекает ребенка в игру и побуждает его повторить звуки. В какой-то момент ребенку это удается. Но это еще не речь! Хотя зачастую именно звукоподражание (причем эпизодическое) выдают за успешный запуск и развитие речи организаторы интенсивов. Увы, у ребенка нет кнопки, нажав на которую можно было бы «запустить» развитие речи, и произнесенное «ап» или «му» вовсе не гарантирует продолжения. Настоящая речь несет смысловое значение сказанного. Даже если это плохо произнесенное в звуковом плане одно или два слова, но ими ребенок сообщает какую-то мысль, желание, информацию, это говорит о том, что началось развитие речи.

Напомним, что все вышесказанное относится к детям с нарушениями речи. У нейротипичного ребенка речь развивается естественным образом, и там как раз происходит этот постепенный переход к собственной активной речи. Но у ребенка с алалией или РАС нарушены нервные связи между разными отделами мозга, задействованными в таком сложном психическом процессе как речь. И логопедическая работа здесь направлена на создание новых нервных связей (что возможно благодаря нейропластичности детского мозга).

Ребенок с моторной алалией понимает обращенную речь, но не может сформулировать собственное высказывание. Его органы артикуляции не получают полноценной команды от моторной зоны головного мозга. Даже самое простое звукосочетание дается такому ребенку с большим трудом.

Еще сложнее обстоит дело, если у ребенка сенсорная (сенсо-моторная) алалия или РАС. Ребенок не понимает обращенную речь. Часто это состояние пытаются объяснить родителям с помощью такого примера: «Представьте, что вы приехали в незнакомую страну, где говорят на очень сложном языке, и вы, как ни стараетесь, не можете уловить ни одного отдельного слова». Но в действительности все намного сложнее. В приведенном примере человек понимает, что такое речь и делает целенаправленные усилия, чтобы понять чужой язык. А у ребенка с сенсорной (сенсо-моторной) алалией или РАС такого понимания нет. Нередко бывает, что ребенок совершенно не улавливает тот факт, что люди общаются между собой с помощью речи. При этом слух у ребенка сохранен, а вот обработка звуковых сигналов (конкретно звуков речи) не происходит. Дети не могут связать услышанные ими слова с обозначаемыми этими словами предметами, явлениями, действиями и т. д. Часто у таких детей нарушена сенсорная интеграция, они не осознают собственное тело и плохо контролируют движения, тихие звуки им кажутся громкими. Это также весьма негативно сказывается на развитии речи. Но успешная коррекция и развитие для таких детей вполне возможны. Главное – начать вовремя и обеспечить комплексный подход. Вот только, как уже было сказано, процесс будет длительным, и свести какую-то его часть к «запуску речи» в действительности невозможно. Коррекция – это воздействие на высшую нервную систему. Изменения в ней происходят медленно и требуют серьезных усилий от специалистов, родителей и самого ребенка.

Имеют ли смысл интенсивы по запуску речи? Да, если интенсив организован правильно и если коррекционная работа не ограничивается им. Интенсивы могут быть даже необходимы детям, проживающим в отдаленных районах и не имеющим возможности получать высокопрофессиональную коррекционную помощь по месту жительства.  Главное, чтобы получали коррекционное сопровождение от специалистов между интенсивами. Такое сопровождение может осуществляться и дистанционно.

Запишите своего ребенка на занятия по развитию речи в наш центр в Нижнем Новгороде. Мы сделаем все возможное, чтобы помочь вашему малышу. Свяжитесь с нами по указанному на сайте номеру телефона, если нужна консультация специалиста.

Контакты
Сормовский р-н, ул. Белозерская д.2
(за «Золотой Милей»)
Написать нам