КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИИ АУТИЗМА

 

«Аутизм» – кому в современном мире не знакомо это слово? Статистика безжалостна – число людей, страдающих аутизмом, увеличивается с каждым годом. Начиная с 2008 года учрежден даже Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, который отмечается второго апреля.

МКБ-10 (Международный классификатор болезней 10-го пересмотра), в группе «Общие расстройства психологического развития (F84)» выделяет: детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера); атипичный аутизм; синдром Ретта; другое дезинтегративное расстройство детского возраста; гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями; синдром Аспергера; другие общие расстройства развития; общее расстройство развития, неуточнённое.
В США используется DSM-5 (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам), в котором аутизм (синдром Каннера), синдром Аспергера, детское дезинтегративное расстройство и неспецифическое первазивное нарушение развития выделяют в общую группу «Расстройство аутистического спектра» (код 299.00).
В России используется МКБ-10, однако понятие РАС (Расстройство аутистического спектра) также широко распространено. В версии МКБ-11 (будет принят в 2022г.) введена диагностическая единица «Расстройства аутистического спектра».

Однако, несмотря на подробные описания вариантов аутистического расстройства, выделение диагностических критериев и пр., процесс установки диагноза часто вызывает трудности у специалистов. Бывает, что тревожным признакам не уделяют должного внимания, а бывает и наоборот – аутизм видят там, где его в действительности нет (часто случается с детьми, страдающими сенсомоторной алалией).
Специалисты центра «Логопед-Практик», имеющие значительный опыт работы с детьми с РАС, разработали свой подход к коррекции аутизма, в основе которого лежит понимание того, что:
— детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития;
— заключения неврологов, психиатров относительного диагноза ребенка могут сильно расходиться;
— аутистичные проявления могут быть вторичными и сходить на нет при решении основной проблемы.

В связи с вышеизложенным работа с детьми в Центре начинается с определения конкретных проблем и разработки индивидуальной коррекционной программы:
 — Если ребенок плохо говорит или не говорит совсем, ему рекомендуются занятия с логопедом и дефектологом.
 — При любом варианте аутистического расстройства показан метод Томатис.
 — Для детей с РАС характерна плохая координация. Чрезвычайно полезной в данном случае является мозжечковая стимуляция.
 — Одной из наиболее эффективных коррекционных методик является сенсорная интеграция, поскольку «аутичное поведение является выражением не только расстройства общения, но и серьезных нарушений в процессах обработки ощущений. Оно может проявляться более или менее ярко, но всегда позволяет обнаружить нарушение в восприятии раздражителя, обработке ощущения или в ответной реакции» (Улла Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге»).
 — Выполнение упражнений на иппотренажере тренирует вестибулярную систему, стимулирует работу основных групп мышц и является вариантом занятия по сенсорной интеграции.
 — Занятия адаптивной физкультурой направлены развитие крупной моторики, а также на решение проблемы плохой координации и недостаточно развитого чувства собственного тела.

Для коррекции аутизма весьма полезной может быть терапия, проводимая в медицинских учреждениях (транскраниальная микрополяризация, микротоковая рефлексотерапия и т.д.). В центре «Логопед-Практик» мы всегда готовы проконсультировать родителей о содержании терапии и показаниях к ней, дать рекомендации и ответить на вопросы.

Как показывает опыт, ранняя диагностика, ранняя длительная комплексная адекватная психолого-педагогическая коррекция дают возможность большинству аутичных детей обучаться в школах разного вида и быть интегрированными в общество.